Товаров:
Сумма:

Ваша корзина пуста

Екатеринбург Ростов-на-Дону Москва
Главная / Статьи / Что такое сенсорная комната

Что такое сенсорная комната?

Сам термин «сенсорная комната» был впервые введен в педагогическую практику итальянским педагогом Марией Монтессори для обозначения учебного помещения с большим количеством методических и практических материалов, которые развивают у детей сенсорику и стимулируют интерес к обучению.

Теория стимулирования сенсорных систем в искусственно смоделированных условиях в рамках одной комнаты зародилась еще в середине прошлого века в Нидерландах, как стимулирующий инструмент для детей с низкой мотивацией к образовательному процессу.

Сенсорика и важность ее развития

Каждый человек обладает стандартными системами чувств и все они состоят из периферического анализатора (глаза, уши и др.), проводника (нервы) и отдела центральной нервной системы, ответственного за то или иное чувство.

Фото сенсорной комнаты для детей

Развитие всей сенсорики в целом, как одной из функций нервной системы человека, – важная составляющая гармоничного и всестороннего развития ребенка. Одним из факторов развивающего процесса стала стимуляция анализаторов в специальных сенсорных комнатах.

Расслабление и стимуляция

Нередко сенсорные комнаты называют расслабляющими или релаксационными, но это не совсем правильно, поскольку расслабление – это лишь часть функции подобных объектов.

Расслабление, чувство спокойствия и безопасности – важная часть процесса психологической разгрузки и установления доверительного контакта между психологом и ребенком. Но в сенсорных комнатах проводят и стимулирующие нервную систему игры с использованием световых, ароматических, вкусовых и тактильных стимуляторов.

Педагог подбирает стимулы в соответствии с поставленной целью и выявленными у малыша проблемами. Это может быть расслабляющая обстановка в полумраке с забавной игрой света под аккомпанемент звуков природы и спокойной мелодии или стимулирующая комбинация света, музыки и запахов, сочетание стимуляторов тактильных ощущений и т.п.

Виды стимулов и сенсорных комнат

  • Зрение – свето- и цветотерапия активно влияют на зрительную сенсорику. Приглушенный свет в спокойных тонах успокаивает, а интенсивное освещение в ярких цветах стимулирует и развивает зрение, включая анализаторы в глазном яблоке, зрительный нерв и соответствующий участок ЦНС.
  • Слух – звукотерапия бывает пассивной при прослушивании музыки и природных звуков и активной, когда ребенок сам воспроизводит мелодии на простейших музыкальных инструментах или своим голосом, в т.ч. и подражая природным звукам. Как и со светотерапией, в процессе звуковой терапии можно успокаивать малыша спокойными мелодиями или возбуждать музыкой в быстром темпе.
  • Обоняние – ароматерапия с правильно подобранными ароматическими стимуляторами способна успокаивать или возбуждать нервную систему в соответствии с поставленными педагогом задачами. Используемые ароматические масла обладают и антисептическими свойствами, что важно в период сезонных простудных заболеваний.
  • Осязание – воздействие на кожу тактильными стимуляторами в процессе занятия в сенсорной комнате расширяет кругозор ребенка и обогащает его картину мира. Массажный инструмент снимает напряжение и нормализует крово- и лимфоток, мягкие нежные на ощупь предметы, ткани и игрушки вызывают чувство спокойствия, а вибрирующие, покалывающие и надавливающие манипуляции возбуждают нервную систему.

Исходя из задач, которые предстоит решить с помощью подобных занятий, существует два типа сенсорных комнат.

Успокаивающе-расслабляющая или пассивная. Сенсорные комнаты для успокоения и расслабления еще называют темными, поскольку в них преимущественно полумрак со слабым освещением в виде имитации звездного неба, светящегося дождя или иных светильников с приглушенным светом в успокаивающей цветовой гамме. Работа в пассивных сенсорных комнатах направлена на стимуляцию чувств и эмоций с помощью расслабляющего эффекта соответствующих стимулов.

Сенсорная комната для детей для релаксации

Активационно-стимулирующая или активная. Такие сенсорные комнаты называют светлыми, ввиду того, что в них используют различные световые и интенсивные звуковые стимуляторы. Активные сенсорные комнаты направлены на стимуляцию физических и умственных способностей с применением тонизирующих зрительных, слуховых, тактильных и обонятельных стимулов.

Игровая сенсорная комната для детей

Существует также игровая или приключенческая сенсорная комната, где в форме игры происходит знакомство малышей с разнообразием окружающего мира. Цель такого процесса – развитие моторики и всего комплекса сенсорики для решения более сложных задач. Активная стимуляция различными стимулами в сочетании с необходимостью решения по ходу игры задач всесторонне развивает центральную нервную систему.

Оборудование и его назначение

Сенсорная комната может быть оснащена световым, музыкальным, ароматическим и прочим нейтральным оборудованием.

Светящийся дождь в сенсорной комнате

  • Свето-оптическое – световые панели, прожекторы, зеркальные шары и зеркала, инсталляции «светящийся дождь» и «звездное небо», LED-ленты и т.п.
  • Звуковое – любая акустическая система с проигрывателем и колонками.
  • Ароматическое – соляные и аромолампы, аромасвечи и мешочки с травами.
  • Тактильное – мягкие пазлы и конструкторы, тоннели, массажные коврики, крутящиеся, хрустящие, хлопающие и прочие подобные игрушки, пузырьковые вибрирующие колонны.
  • Вестибулярные – сухие бассейны, балансировочные диски и доски, качели и лабиринты.

Показания и сферы применения

Сенсорные комнаты оборудуют в школах и дошкольных учреждениях, в больницах и кабинетах психологов. Используют их для повышения мотивации к образовательному процессу, для лечения психомоторных, тревожных и аутичных расстройств, для снижения агрессивности и уменьшения гиперактивности.

Работа с малышами в сенсорных комнатах помогает справиться со стрессом, задержками в речевом развитии, с заиканием, тиками и нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Противопоказания

Противопоказаний для применения в образовательном процессе сенсорных комнат практически нет. Исключение – сильная умственная отсталость, наличие у ребенка эпилепсии и инфекции в острой форме.

При работе с детьми, страдающими от гиперактивности и принимающими психотропные препараты, необходимо учитывать некоторые ограничения.