Товаров:
Сумма:

Ваша корзина пуста

Екатеринбург Ростов-на-Дону Москва
Главная / Каталог / Логопедическое оборудование / Пособия для логопеда / Настольные пособия для логопеда / Орфографический этюд. Лото с проверкой безударных гласных в корне слова

Орфографический этюд. Лото с проверкой безударных гласных в корне слова

Орфографический этюд. Лото с проверкой безударных гласных в корне слова - ростов.сенсорная-комната.рф - Ростов-на-Дону
Производитель: Россия
1 000 руб.
Кол-воВ корзину

Год издания: 2013 год 
Автор: Татьяна Барчан 
Художник: Людмила Двинина 
В наборе: 64 слова с пропущенной буквой + 16 больших карточек 
ISBN: 462-0-7394-3042-6 
Возраст: 8+

Лото с проверкой

Тема: Безударные гласные в корне слова, проверочные слова, смыслоразличительная роль гласных.

В наборе: 16 больших раздаточных карточек, 64 карточки со словосочетаниями

В нашей очень полезной игре - 64 маленьких карточки с пропущенными безударными гласными в корне слова и 16 больших карточек с проверкой к ним. Задача играющего – правильно подобрать проверочное слово к таким, например, парам слов как хвостатый и хвастливый, спешить и списать, сторожка и старожил, решить, что правильней - запевать песню или запивать её? Купить дешёвый подарок или вещь подороже? Наконец, разобраться, что надо делать с котенком: полоскать его или все-таки лучше - поласкать? Приходится вдумываться в смысл слов и правильно подбирать родственные слова для проверки орфограммы. Тут-то мы и расширяем словарный запас наших учеников, развиваем их внимание и память и, что самое интересное – учим чувствовать смыслоразличительную роль гласных!

Когда всё разложено по местам, можно проверить своё решение: при переворачивании карточек получается забавная сюжетная картинка. Если внимательно посмотреть на неё, можно найти подсказку и вспомнить все четыре слова, к которым только что подбирали проверку. Очень полезно повторить и то и другое, улыбнуться и никогда уже не делать в них ошибок. Отличных оценок всем! Удачи!


Д.А.Маркова. Методические рекомендации к игре «Орфографический этюд»

Тема игры — проверяемые безударные гласные в корне слов. Построенная по принципу лото, игра помогает отрабатывать навык подбирать проверочные слова, дает представление о смыслоразличительной роли гласных, родственных словах, а кроме того, способствует пополнению словарного запаса и развитию внимания.
Задача играющих - подобрать проверочное слово к тому, которое даёт им ведущий, найти это слово на своем игровом поле, а закрыв все четыре позиции, перевернуть карточки и проверить себя: если всё сделано верно, сложится картинка, сюжет которой построен на доставшихся игроку словосочетаниях. Игроки учатся работать в группе, доказывать и отстаивать свой ответ, применять формы самоконтроля. Таким образом реализуется коммуникативно-деятельностный подход к обучению.
Игра может быть использована на уроках русского языка (максимум 16 участников), при проведении олимпиад, конкурсов, на факультативах и дополнительных занятиях.

В процессе обучения грамоте умением подбирать проверочные слова мы овладеваем одним из первых, ещё не зная теории вовсе. «Как пишется: мАряк или мОряк?» - спрашивает ребёнок, который только-только учится писать. «А моряк — на мОре? Или на мАре?» - спрашивают у него в ответ взрослые, предоставляя ребёнку самому понять, как правильно. Дети подбирают родственные слова сначала интуитивно, нередко ошибаясь и фантазируя, задача взрослого — помочь им отработать этот навык, постепенно ввести и освоить теоретические понятия, позволяющие подбирать проверочное слово, основываясь уже не на интуиции, а на знаниях.
При изучении данной темы формируются представления о единообразном написании слов, т.е. по сути, закладываются основы орфографии и вырабатываются базовые орфографические навыки.
Сначала дети учатся следующей последовательности действий: поставить ударение, найти безударный гласный, проверить его написание. (Предполагается, что на подготовительном этапе учащиеся познакомились с ролью ударения и научились определять ударный гласный звук). Первое время все три операции производятся последовательно, на них специально акцентируется внимание.

Именно таким образом могут анализировать слова участники игры «Орфографический этюд». Например, ведущий достает из коробки карточку со словосочетанием «лесная сторожка» и зачитывает его игрокам. Их задача поставить ударение в слове “сторожка”, обнаружить, где можно сделать ошибку, и подобрать проверочное слово. Важно, что в таком случае учащиеся получают не готовое слово с пропущенной буквой, которую нужно вставить, а в первую очередь задание обнаружить "опасное место", где легко ошибиться, т.е. они должны сами увидеть орфограмму, что является одной из самых трудных и важных операций. Здесь и развивается необходимая для грамотного письма орфографическая зоркость.
Так как перед игроками не одно слово, а словосочетание, закономерно, что они обнаружат больше одной орфограммы: «хвостатый зверёк» - к какому из слов надо искать проверку на игровом поле? Что там — "хвост" или "зверь"? Или «закалённый боец»: что проверяем? Какое ищем слово - "закалку" или "бой"? Такие случаи дают возможность, с одной стороны, охватить большее количество слов, а с другой – поработать над развитием внимания: если игрок будет исходить только из найденного им трудного слова, без опоры на материал на игровом поле, он рискует пропустить “своё” слово.
Учеников поставят в затруднительное положение и орфограммы в других частях слова. Например, в словосочетании “виноватый вид”, они наверняка отметят безударный гласный в суффиксе и могут попытаться проверить его написание с помощью однокоренного слова - “вина”. Т.е. “проверить”, как пишется суффикс, глядя на окончание. В этом случае задача учителя – показать, что необходимо остаться в пределах одной морфемы (в данном случае – корня).

Для игроков помладше задачу можно упростить, показывая им карточки с заданием, т.е. словосочетания с пропущенными буквами, или поработать устно, на слух, спрашивая, как пишется «примЕрять» или «примИрять», “подАрить” или “подОрить”. Но начиная со второго класса принципы правописания безударных гласных, проверяемых ударением, рассматриваются уже на морфологическом уровне - в связи с изучением состава слова. Старшие ученики, освоившие (или осваивающие) понятие «однокоренные слова», смогут попрактиковаться в словообразовательном разборе на материале игры: в доставшихся им словах нужно не просто увидеть "опасное место", но и выделить корень и обосновать ответ. Доказывая, что именно эта часть слова является корнем, они работают со словообразовательным гнездом. Теперь они могут объяснить, почему с помощью слова «кол» нельзя проверить, как пишется «закаленный».

В пособии недаром похожие слова скомпонованы парами - по две на каждом игровом поле. Такие ловушки легко принять за подсказки. Учителю стоит обратить внимание учеников на то, что и не каждое однокоренное слово годится для проверки, и вернуться к роли ударения.
Подобрав проверочное слово, игроки должны найти его на одном из игровых полей, которые им раздали перед началом игры. Тот, на чьём поле, находится слово, закрывает его карточкой со словосочетанием. Когда все четыре слова на игровом поле закрыты, маленькие карточки нужно перевернуть и проверить: сложилась ли картинка? Её сюжет обыгрывает использованные словосочетания.

Картинка пригодится не только для проверки ответов, но и для развития памяти: победителем считается тот, кто не только первым верно заполнил игровое поле, но и глядя на картинку, назвал все четыре словосочетания, спрятавшиеся под ней. Это работа ещё и на внимание, так как в сюжете картинки есть подсказки. Такие картинки включают эмоциональную составляющую памяти и способствуют развитию образного мышления.

Приложение:

Словесным ударением называется выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Русскому языку свойственно силовое ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными слогами большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный всегда является более долгим, чем соответствующий ему безударный звук. Литературное произношение безударных гласных основано на фонетическом законе современного русского литературного языка - редукции гласных. В силу редукции безударные гласные сокращаются по длительности (по количеству) и утрачивают отчетливое звучание (качество).

Современная русская орфография передает нашу речь путем обозначения буквами её звуковой стороны, и в этом смысле наша орфография «фонетична». Однако в русском письме речевой единицей, обозначаемой единым постоянным начертанием, является не отдельный звук, а целая морфема. Морфемой называется каждая значимая часть слова - приставка, корень, суффикс, окончание. Например: хор — хорист — хоровой. Приведенные слова имеют общую морфему хор- (корень), которая произносится различно: [хор] - [хΛр] - [хър] (в зависимости от ударения), но имеет единое постоянное начертание - хор. Это значит, что русская орфография построена на морфологическом принципе.
Сущность морфологического принципа русского правописания заключается в том, что общие для родственных слов значимые части сохраняют на письме единое начертание, хотя в произношении различаются в зависимости от фонетических условий, в которых оказываются звуки, входящие в состав значимых частей слова.
Корень слова - общая часть родственных слов, выделяется при сопоставлении слов одного гнезда, т.е. однокоренных слов. Это основная часть слова (без приставок и суффиксов), которая не поддаётся дальнейшему разложению на значащие составные части и является носителем вещественного значения слова. Например, в словах стол, столик, столовая, столоваться, застольный, настольный корневой морфемой является часть стол-, соответствующая понятию “стол".
Слова, происходящие от одного корня, составляют словообразовательное гнездо.

Похожие товары

Отзывы

К данному товару еще не оставлено ни одного отзыва
Добавить отзыв
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения